Серия "Да здравствует Россия" в полном объеме на сайте.

Да здравствует Россия! В словах этих, наполненных пафосом борьбы за торжество духовных начал нашего общества, слышится призыв к развенчанию дьявольских заповедей социалистической мифологии, к возрождению поруганных идеалов Отечества.
В сфере искусства и культуры эти слова символизируют возвращение (в новом качестве) к непреходящим гуманистическим ценностям. Да здравствует Россия! В словах этих, произнесенных сегодня, слышится всплеск души на фоне смятения общества, видится попытка нравственного очищения посреди умозрительно-политизированного искусства и самопожирающей игры интеллекта.
Бурные события современной жизни еще раз заставляют разобраться в ее духовных предтечах, задуматься о том, кто мы, откуда и зачем. Прибежищем этих мыслей всегда оставалось подлинно русское искусство, проникающее своими лучшими образцами в сокровенные думы человека.
а здравствует Россия! Протрезвляюще-горький смысл этих слов возвращает нам утраченную память о наших корнях и истоках, возвращает к духовности человеческого бытия. Символ России, раздираемой противоречиями, истекающей слезами и кровью, но всякий раз показывающей свое величие и неукротимость, на протяжении многих столетий зримо и незримо присутствует во всех сферах ее духовной жизни. Прикосновение к этому символу сегодня - это акт самоочищения, урок нравственности, поиск всеобнажающей истины. Как подойти к этим бесконечным категориям, вобравшим в себя нашу историю и культуру, как донести их каждому небезразличному к своей нации и судьбе?
Что и говорить, тема России велика и необъятна. Она соединяет понятия Отчизны и Времени, Истории и Бытия. Отголоски бурь и страстей, пронесшихся сквозь тьму веков, явили нам не догматические постулаты отечественной истории, но непреходящие рецепты нравственного обновления. Именно через призму такого восприятия судьбы России настоящие художники-творцы всматриваются в окружающий мир, в самих себя.
Своеобразное видение темы России нашло отражение в работах художника Владимира Терехина, только еще открывающего горизонты национальной известности и признания.
Да здравствует, Россия! Цикл работ под таким названием стал заметной ве-хой в бесконечной галерее его многолетнего творчества. Для Владимира Терехина прикосновение к теме России не дань современной моде. Для него, зрелого мастера, это естественная потребность в раскрытии собственного видения происходящих вокруг событий. К периоду написания этих картин (1988-1989г.г.) у художника уже сложился собственный живописный почерк, сформировалась вполне определенная концепция внешнего и внутреннего понимания сути вещей. При этом Терехин не ограничивается разработкой какой-то одной темы - ему одинаково хорошо удаются и лирические пейзажи, и натюрморты, и образы, полные аллегорий и психологических обобщений. Все это разнообразие сюжетов и живописных приемов наиболее полно было представлено на выставке художника, прошедшей осенью 1989 года в залах Куйбышевского художественного музея. Именно на ней впервые для российского зрителя были широко представлены картины знаменитого "русского" цикла.
Итак, "Да здравствует Россия!" - эти работы, объединенные вместе единым замыслом, эмоциональное восприятие которых не распадается на трудносвязуемые части, а подчинено одному общему началу.
В основе смысловой концепции этих картин лежит часть христианского мировоззрения, которая наиболее близка автору - духовное очищение человека и приближение его к истине, познание которой позволит ему достигнуть внутренней гармонии. Этот философский аспект художник разрабатывает как бы в трех измерениях: космическое таинство с символическим ключом от неба; вдруг попадающие в поле зрения фантастические земные просторы и, наконец, изображение церквей, основаниями незыблемо покоящимися на земле, с куполами, рвущимися в звездное небо. В этих своеобразных формулах и зашифрована архитектурная концепция "многостраничной" терехинской работы. Ее настрой уже задается первыми картинами, с их лаконичной игрой цвета, с рассекающими "полотно", вонзающимися в облака стремительными лезвиями-лучами. Этот неземной свет - центр притяжения ирреального пространства, заполняющего живописную плоскость - озаряет путь, предначертанный всякому ищущему истину. Мысль, созвучная евангельским строкам: "Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?" (Матф. 6.22.). "Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет." (Иоанн 12.35.).
И если такая трактовка пути человеческого к познанию истины может показаться кому-то непостигаемой, то основные ноты этого могучего, красочного аккорда большей частью лишены мистического налета. Традиционно устоявшиеся представления об изображении древнерусских храмов на этот раз Терехиным почти не нарушены. Правда, в это "почти" укладываются такие детали письма, которые делают картины художника непохожими ни на какие другие. Каждая из работ этой серии лишена сюжета, более того, художник намеренно на нескольких картинах повторяет одно и то же изображение в незначительных архитектурных интерпретациях. Со свойственной ему свободной манерой Терехин практически во всех работах делает ненужными, даже неуместными реалистические детали в изображении традиционных "музейных памятников". Особенно на рисунках, где эти детали настолько условны, что зачастую просто отсутствуют.
Какой же главный смысл вкладывает автор в это целостное по своей форме и сути произведение?
Как подчеркивает сам художник, основополагающей идеей цикла "Да здравствует Россия!" является стремление достигнуть суггестивного (внушающего) воздействия цвета на зрителя, передать цветом состояние катарсиса человека. Именно поэтому красочная гамма этой композиции построена на удивительном цветовом сочетании - от золотистых "божественных" оттенков до сжатой в почти осязаемый сгусток космической синевы. Скупые, почти аскетичные мазки на первых, открывающих живописный цикл работах, переходят в фантастическую палитру цветов и оттенков. Даже, казалось бы, темные и холодные тона на терехинских картинах излучают таинственный внутренний свет. Этот эффект усиливается за счет своеобразного художественного приема: небесное сияние напоминает то светящиеся струи дождя, то феерическое многоцветие точек-огней, озаряющих вырастающие из пологих холмов русские храмы. Вся эта калейдоскопическая картина, проходящая перед глазами - от солнечной мистерии до в буквальном смысле взлетающей в космос церкви, подчинена внутренней логике, создает единый музыкальный аккорд, захлестывающий душу человека.
Таковы концептуальная образность взгляда художника на жизнь, полифония его мыслей и ощущений. В глубине их зарождается начало его пути к истине, к нравственному обновлению.
Из этих составляющих и складывается духовный мир Владимира Терехина, а вместе с ним и квинтэссенция его работы "Да здравствует Россия!", встретиться с которой, думается, будет интересно каждому хорошо знающему мастера и только еще открывающему для себя его удивительное творчество.

В. Снопов